Услуги по оценке

Центр консультации и оценки»Оценка интеллектуальной собственности»Оценка гудвилла

Оценка гудвилла

В современных условиях любой объект собственности может являться источником дохода и объектом рыночной сделки, в том числе таким объектом являются и права собственника. Нематериальные активы (фирменное имя, товарные знаки, технологии, ноу-хау, маркетинговые разработки) оказывают существенное влияние на эффективность и конкурентоспособность бизнеса и приносят дополнительные доходы. Нередко, на стоимость компаний значительно влияет именно «деловая репутация» (термин, принятый в РФ) или goodwill (термин, принятый в международной практике). Необходимо определить, когда же уместно вообще говорить о существовании хорошей деловой репутации компании. Для этого компании необходимы наличие высокого качества товаров (работ, услуг), сильной команды менеджеров, разработанной маркетинговой стратегии. Также немаловажное значение имеет наличие постоянной клиентской базы, налаженные отношения с поставщиками, высокие кредитные показатели, выгодное месторасположение и, конечно, созданная корпоративная культура. Таким образом очевидно, что стоимость организации, взятой как единый имущественный комплекс, отлична от совокупной стоимости ее активов и пассивов. Между ними всегда есть разница – goodwill (гудвилл).

Иногда собственники склонны переоценивать влияние имеющихся у них нематериальных активов на продажную стоимость бизнеса. Важно учесть, что неосязаемый капитал должен в обязательном порядке конвертироваться в доход, причём доход на уровне выше среднерыночного. Иначе говоря, торговая марка менее ценна, если она не позволяет выигрывать в конкурентной борьбе и продавать свой товар дороже, чем аналогичный продукт конкурентов. Например, гудвилл компании «Coca-Cola» как раз и состоит в том, что бутылка «Фанты» продаётся как минимум в два раза дороже, чем другой лимонад местного производства.

Как же происходит оценка стоимости гудвилла?

Различают два основных подхода к определению стоимости гудвилла. Первый предполагает оценку гудвилла как источник дополнительных поступлений прибыли (метод избыточных прибылей). Он предполагает прямое сопоставление уровней прибыльности оцениваемого предприятия и других предприятий-аналогов отрасли с последующей капитализацией той части разницы между ними, которая не объясняется влиянием материальных активов.

Второй подход основан на учете результатов конкретных сделок. Величина приобретенной деловой репутации принимается в размере разницы между суммой, фактически уплаченной за предприятие, и совокупной стоимостью отдельных активов и пассивов данного предприятия, зафиксированной в последнем по времени составления бухгалтерском балансе.

Перечень документов и информации, необходимых оценщику для проведения оценки деловой репутации предприятия:

  • Копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации) предприятия;
  • Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для предприятий в форме акционерных обществ);
  • Виды деятельности предприятия и его организационная структура;
  • Краткое описания сегмента рынка, где действует предприятие и конкурентной среды;
  • Копии правоустанавливающих документов на недвижимое имущество предприятия (если есть);
  • Бухгалтерская отчетность предприятия за последние 3 – 5 лет (или возможное количество предшествующих периодов) – бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках;
  • Аудиторские заключения (если проводилась аудиторская проверка) по предоставленной бухгалтерской отчетности предприятия;
  • Перечень основных средств предприятия на дату оценки;
  • Данные обо всех активах предприятия (недвижимости, запасах, акциях сторонних обществ, векселях и пр., нематериальных активах – патентах, лицензиях) с расшифровкой;
  • Расшифровка дебиторской задолженности предприятия;
  • Информация о наличии дочерних компаний (если есть) и финансовая документация по ним;
  • Краткий бизнес-план на ближайшие 3 – 5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли и т.п. – по годам. Бизнес-план должен быть одобрен руководителем предприятия.
Курсы валют ЦБ РФ (EUR, USD, GBP, CHF, JPY) - ИА «Финмаркет»

Лицензии